Размер шрифта: AAA Изображения ВыключитьВключить Цвет сайта ЦЦЦХ
Новости

«Колька – первоклассник»

30.04.2020

 

«Колька – первоклассник»

 

Завидово. Маленький районный центр. В здании ветлечебницы небольшая комната, в которой проживает семья из трех человек: отец - санитар лечебницы, мать, работающая здесь же и их сын - герой нашего рассказа.

Лето тянулось для семилетнего Коли неимоверно долго, потому что он ожидал очень важного события в своей жизни - поступления в школу. Все было как всегда для него, но в июне он впервые увидел, как плакала мама, как нервно по комнате ходил отец. Война. Он совсем не понимал, что это такое, и почему взрослые так встревожены.

Первого сентября 1941 года в первый класс пришли 25 учеников. Школа находилась в километре от станции на возвышенности. Ребята часто наблюдали из окон за проходящими поездами. Если раньше вагоны были доверху загружены лесом, углем, зерном, то теперь они перевозили военную технику, боеприпасы, горючее.

В школе в холодное осеннее время было уютно и тепло: топилась печь, а на обед давали немного ржаного хлеба. Дома с продуктами было уже худо. Во дворе вокруг школы выкопали траншеи на случай бомбёжки, и никто не знал, что этот случай будет так скоро.

Через станцию поезда шли беспрерывно. Были среди них и заполненные до отказа людьми, отправленными в эвакуацию. Коля часто бегал с ребятами посмотреть на незнакомых и озабоченных чем-то людей. Никто никого не встречал. Не было слышно радостных возгласов и смеха. Однажды на станции остановился очередной состав, люди высыпали из вагонов, чтобы набрать воды. И в этот момент земля содрогнулась от взрывов, задрожал каждый тополь в парке, каждая яблоня в школьном саду, зазвенели выбитые стекла в домах. Испуганные первоклассники замерли от страха, потом бросились к окнам. Они увидели самолеты над станцией, на крыльях которых были нарисованы кресты. Дети решили, что это санитарные самолёты, и они прилетели спасать людей от взрывов. Но самолёты были военные, а кресты на их крыльях черного цвета и несли они не спасение, а смерть тем, кто заживо горел в вагонах.

Разрушенный состав восстановили, как могли, и он двинулся дальше, собрав оставшихся в живых пассажиров, а жители поселка хоронили десятки погибших людей, которые спасались от войны, но не спаслись...

Вскоре школа, из окон которой ребята наблюдали за движением поездов, сгорела, а со стороны деревни Козлово в Завидовский райцентр вошли немцы. Они прибыли на мотоциклах в теплом зимнем обмундировании - осень-то была холодной и ненастной. Стали расспрашивать ребят о партизанах - боялись. Вскоре подтянулись и другие регулярные войска и распределились на жилье.

Время было уже голодное, ребятам постоянно хотелось есть. Двое приятелей Коли стащили у немцев буханку хлеба - их расстреляли на месте. И взрослые и дети были этим потрясены.

Немцы прочно обосновались в посёлке. Заставили работать на себя местных жителей. Колиной маме приходилось выполнять грязную работу, обслуживая немцев. Мальчик часто видел, как накрыв большой стол, они садились есть и громко смеялись, разговаривая между собой. Смеялись потому что не знали, что скоро погибнут под Москвой, куда так стремились. Смеялись... Коле, который теперь понимал, что такое война, было не смешно. В его детском маленьком сердце поселился страх и ненависть к этим ужасным людям.

Через месяц, ночью, немцы вдруг засобирались, засуетились. Коля разобрал слово "Москва". На Москву, стало быть, собрались... К утру следующего дня станция опустела. Немцы ушли, оставив во дворе ветлечебницы сломанную зенитную пушку. Мальчишки крутились вокруг орудия, "стреляя" по врагу. Играли мальчики в войну... Иногда игра превращалась в страшную реальность. Играя, Коля нашел немецкую гранату. Он принес ее домой, чтобы узнать, как она устроена. Взрывом мальчишке оторвало пальцы на руке. Плача, он обернул руку полотенцем и побежал в больницу. По дороге стал терять сознание. Спасли мальчика проезжавшие мимо люди. Коля мог погибнуть от потери крови.

А потом в Завидово через старую Демидовскую дорогу пришли наши разведчики, а за ними и наши войска. Наступила суровая, голодная зима. Было тяжело. Коля голодал. Ему казалось, что весна никогда не наступит. Но все проходит. Весной, как только сошел снег, дети с лопатами ходили по окрестным полям и копали прошлогоднюю замерзшую и гнилую картошку. Хозяйки пекли из нее лепешки-гнилушки, а ребятам казалось, что ничего вкуснее их на свете и не было! Маленькие "охотники" и "собиратели" пытались прокормиться сами и принести что-нибудь в семью. Пришлось разорять гнезда птиц, собирать съедобные растения, ловить лесную живность. Коля, как мог, помогал матери. Работы в лечебнице было достаточно: мама ухаживал за лошадьми красноармейцев, лечила их. Часто приходилось трудиться ночами.

1942 год принес с собой карточки на хлеб и продовольствие. Очередь за хлебом занимали ночами, а за крупой маленький Коля ездил на поезде в Калинин один.

В военные годы занятия в школе продолжались. В сентябре Коля снова пошел в школу. Были уроки чистописания. Писали в книгах между строк, на газетах. Рисовали тоже, где придется. О войне дети не говорили. Всем и всё было и так понятно. Мальчишки и девчонки рано становились взрослыми. К учителям относились с огромным уважением. Слово учителя - закон для учеников! В школе была прекрасная дисциплина. Время шло.

В апреле 1945 Николай Молокин окончил 5 классов, а в мае окончилась война, которая отняла у него детство, отняла и отца... Он пропал без вести под Блокадным Ленинградом, прислав с фронта единственное письмо, написанное из окопов перед боем.

Война отобрала всё у этого мальчишки, опалила его детство безжалостным огнем, изменила его жизнь. Он часто думал: "Как бы сложилась моя жизнь, если бы не было войны..."

Если бы не было войны...

Записано со слов дедушки Молокина Николая Петровича.

Выполнила: Крюкова Екатерина (4 класс)

 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?